Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
на примере реализации проекта "Инта-золотое сердце Коми"
Назарова Зоя Федоровна
Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 19 "Василек"
компенсирующего вида
В статье рассматриваются ход и результаты реализации проекта по патриотическому воспитанию дошкольников с целью формирования представления детей о патриотизме и малой Родине, ценностного отношения к культурно-историческому наследию родного края и России, понимания гражданского долга и воспитания уважения к семье, родителям и семейным традициям.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину такую,
Какой её ты в детстве увидал...
Симонов К.
Патриотическое воспитание дошкольников является одним из наиболее приоритетных и актуальных направлений в дошкольном образовании. Актуальность проблемы обусловлена рядом факторов, среди которых: особое внимание к проблеме со стороны государства и общества, нестабильность политических и социально-экономических условий современной жизни, а также возникшее противоречие между сложившимися стереотипами и идеологией и новыми условиями жизни общества.
В этих условиях крайней неопределённости и нестабильности возрастает роль образовательных учреждений в процессе формирования нравственно устойчивой цельной личности с активной социальной и гражданской позицией, позитивными ценностями и качествами, духовностью и любовью к своей семье, народу, Родине. Формирование такой личности невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным и историческим ценностям своего родного края и страны, любви к близким людям, детскому саду, родному городу и всей стране.
Дошкольный возраст, будучи важнейшим этапом становления личности человека, является наиболее благоприятным периодом для создания предпосылок гражданских качеств и формирования высших социальных чувств, таких как патриотизм. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, поэтому патриотические чувства к Родине необходимо прививать через восхищение и любовь к природе, искусству, родным людям, детскому саду, родному городу и своему народу. Такие чувства могут возникнуть только в результате длительного, систематического, целенаправленного воздействия на ребенка посредством разнообразных видов деятельности.
Важность и актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников определили тематическую направленность моей педагогической деятельности в течение девяти месяцев, в ходе которых был реализован проект "Инта - золотое сердце Коми". Метод проекта был выбран в качестве педагогической технологии, как наиболее актуальная и эффективная модель обучения. Проект направлен на формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историко-географическими, социальными особенностями и национальной культурой родного края.
Задачами проекта стали: формирование понятия и чувства принадлежности к малой Родине, воспитание чувства любви к семье, детскому саду, развитие интеллектуальных, творческих способностей и навыков исследовательской деятельности у детей, а также приобщение родителей и социальных партнеров к процессу патриотического воспитания.
Проект был реализован в ходе четырех этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, контрольно-рефлексивного и презентационного. По итогам проведенной работы ожидались следующие результаты:
для детей: сформирована осознанная радость и гордость за свою малую Родину, достигнуто объединение детей общими впечатлениями, эмоциями, переживаниями, раскрыты интеллектуальные и творческие способности, сформированы навыки суждений и оценок;
для педагогов: проанализирован процесс усвоения знаний о родном городе, поддержано желание детей быть активными участниками на протяжении всего проекта;
для родителей: поддержан у ребенка интерес и желание больше узнать о своем городе, предоставлена возможность ребенку пережить успех, повышена активность родителей в процессе воспитания патриотизма у детей, расширены и систематизированы знания родителей о процессе воспитания патриотических чувств у детей;
для социальных партнёров: дети привлечены к участию в выставках, конкурсах, городских концертах, спортивных соревнованиях.
Первым шагом реализации ценностно-ориентационного этапа стало проведение мониторинга детей и анкетирование родителей, в результате которых были выявлены следующие проблемы: недостаточные знания детей о родном городе, невнимание родителей к теме патриотического воспитания. В соответствии с выявленными проблемами была поставлена цель - формирование у детей понимания того, что город, в котором они живут, является их малой Родиной и приобщение родителей, социальных партнёров к процессу воспитания патриотических чувств у детей.
Во время подготовительного этапа была проведена обширная исследовательская деятельность, как со стороны воспитателей и воспитанников, так и со стороны родителей. В результате проведенного исследования была подобрана соответствующая методическая литература, собрана информация о родном городе в виде фотографий, иллюстраций, статей, фильмов. Уголок по патриотическому воспитанию дополнили картой России, символикой страны, альбомами «Моя страна», «Наша армия», «Слава воинам победителям». Коми уголок пополнили символикой республики и города, альбомами «Я живу в Республике Коми», "Моя Инта", поделками из оленьего меха, работами из бересты, макетом чума, коми сказками, пословицами, играми и поговорками, географическими картами республики Коми, города Инты, коллекцией полезных ископаемых Интинского района.
Второй конструктивный этап был наиболее длительным и значимым для реализации проекта. В ходе этого этапа были поставлены задачи для педагогов, детей, родителей, социальных партнеров. Разработан план по реализации задач. Определены основные формы работы с детьми: прогулки по городу, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, беседы, художественное творчество и продуктивная деятельность, показ фильмов о городе, музыкально-тематические развлечения для детей, разучивание песен и стихов об Инте, участие в городских мероприятиях, опыты и эксперименты, театрализованная деятельность, составление рассказов.
Вышеперечисленные формы работы были реализованы в рамках тематического планирования:
- сентябрь - «Как я и моя семья оказались в Инте»,
- октябрь - «Мой детский сад»,
- ноябрь - «Летопись города»,
- декабрь - «Мой город на карте Республики Коми»,
- январь - «Спортивная и культурная жизнь Инты»,
- февраль - «Инта - золотое сердце Коми»,
- март - «Обычаи, традиции, праздники нашего города»,
- апрель - «Богатства северной Инты»,
- май - «Города славные сыны».
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников велась по следующим направлениям: духовно-нравственному, культурно-историческому, гражданско-правовому и военно-патриотическому.
Формы работы по духовно-нравственному направлению:
чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры «Папа и я - мамины помощники», «Если мама устала», оформление альбомов «Наша дружная семья», «Наш любимый детский сад», слушание музыки, экскурсия на Станцию юных натуралистов, участие в I Всероссийском конкурсе творческих работ «Младшие друзья», участие в акции «Посади дерево», в муниципальном конкурсе чтецов «Моя Инта», в городском фестивале «Планета детства», в городском праздничном концерте «Город мой, он такой молодой», в городских соревнованиях по плаванию.
Формы работы по культурно-историческому направлению:
беседы «Откуда я родом», «Как я и моя семья оказались в Инте», «Когда был построен наш детский сад», «Поселок Инта стал городом Инта» и др., экскурсии по территории детского сада, прогулки по микрорайону, экскурсия в Парк культуры и отдыха, в детскую библиотеку, участие в празднике «День оленевода», оформление альбома «Обычаи, традиции, праздники нашего города», открытое городское занятие «Инта – золотое сердце Коми» и др.
Формы работы по гражданско-правовому направлению:
праздник с участием инспектора ГИБДД «Наш друг Светофор», участие в республиканских конкурсах «Полицейский Дядя Стёпа» и «Безопасность глазами детей», знакомство с картой России и Республики Коми, беседы «Что такое герб», «Что ты знаешь флаге, гимне», пересказ текстов о гербе, флаге, гимне, рисование флага России, Республики Коми, герба города, дорожных знаков, слушание гимна города, песен о городе и др.
Формы работы по военно-патриотическому направлению:
оформление стенгазеты ко Дню защитника Отечества, чтение патриотической литературы, статей об интинцах - участниках ВОВ, рассматривание картин, иллюстраций о войне, слушание музыки, разучивание стихов о войне, беседы «Воины Великой Отечественной войны», «Как хорошо, когда мир на земле», экскурсия к памятнику - мемориалу, участие в городской выставке рисунков «Спасибо дедам за Победу», участие в городском параде 9 Мая и др.
Третий контрольно-рефлексивный этап проекта был посвящён подведению итогов и определению эффективности проведенной работы. Анкетирование и мониторинг показали, что в ходе реализации проекта была удовлетворена потребность детей в получении знаний о своем родном крае, у них появилось чувство осознанной радости, гордости за свой город, понимание того, что Инта является их малой Родиной. Помимо повышения качества знаний о родном крае, у детей наблюдался рост познавательной активности и повышение уровня социализации. Результат реализованного проекта был показан в форме итоговых, интегрированных занятий «Инта - золотое сердце Коми», «Богатство северной Инты».
В ходе заключительного презентационного этапа успешность и эффективность проекта были подтверждены рядом наград в общероссийском конкурсе творческих работ для педагогов, обучающихся и их родителей «С Большой Любовью к своей Малой Родине», а именно: дипломом первой степени за интегрированное занятие «Инта – золотое сердце Коми», дипломом второй степени за интегрированное занятие «Богатство северной Инты», дипломом первой степени за авторские стихи для детей «Люблю тебя, мой край родной».
Список литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2010.
- Виноградова Н.Ф., Козлова С. А. Наша Родина. М.: Просвещение, 1984.
- Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М.: Просвещение, 1980.
- Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. М., 1995.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2004.
- Ривина Е. К. Государственная символика России. М.: Сфера, 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий