Непосредственно-образовательная
деятельность в старшей группе
«Ознакомление с миром природы»
Воспитатель
МБДОУ
«Центр
развития ребенка – детский сад № 31 «Крепыш»
Пендечук Татьяна Александровна
Объекты
неживой природы.
Цель:
- Выявление зависимости развития растений от факторов неживой природы через опыты.
Задачи:
- развивать способность анализировать наблюдение, делать выводы,
подводить к рассуждению
- развивать умение выделять условия жизни, влияющие на растения;
- учить классифицировать условия жизни влияющих на растения, с
использованием условных обозначений;
- развивать умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Материал:
- Картинки с изображением объектов или явлений неживой природы (море,
дождь, водопад, восход и заход солнца, ледник, огонь, песок, чернозем,
скала);
- 4 больших листа со схематичным изображением дома на каждом;
- набор карточек с условным обозначением условий жизни (вода, свет,
тепло, почва);
- 4 горшка с комнатными растениями (Бальзамин) с разными условиями
роста.
Интеграция
образовательных областей:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально-коммуникативное
развитие
- физическое развитие
Предварительная работа:
За две недели до
занятия воспитатель вместе с детьми рассаживает 4 отростка Бальзамина в разные
горшочки;
1 – отросток
сажают в плодородную почву, создают благоприятные условия для роста;
2 – отросток
сажают в песок, условия те же;
3 – отросток
сажают в плодородную почву, но убирают в темное место;
4 – отросток
сажают в плодородную почву, но не поливают.
Ход занятия:
Воспитатель зачитывает
письмо от деда Зная, в котором он интересуется, знают ли дети, что такое живая
и неживая природа. А еще в конверте разные схемы и картинки, которые нужно
разложить в домики.
Дети вспоминают
и рассказывают, что такое живая и неживая природа. Затем они рассматривают
картинки и выполняют задание деда Зная.
Если дети
затрудняются, взрослый обсуждает с ними, что изображено на картинках, подводя
их к классификации по явлениям и объектам неживой природы:
1 дом – вода
(море, водопад);
2 дом – почва
(песок, чернозем);
3 дом – тепло
(ледник, огонь);
4 дом – свет
(восход и заход солнца).
Дети раскладывают картинки к
домам.
Затем
воспитатель предлагает прочитать письмо, в котором дед Знай спрашивает: как
растут цветочки посаженные детьми?
Воспитатель с
детьми выставляет на стол 4 горшка с отростками Бальзамина. Далее они
рассматривают внешний вид цветов и высказывают свои суждения:
в 1 горшке
цветок подрос, появились новые листочки;
во 2 горшке
подрос, но значительно меньше, стебелек слабенький (дети делают вывод, что не
хватало питательных веществ);
в 3 горшке у
цветка листья и стебель значительно светлее и слабее (вывод: мало света);
в 4 - отросток
засох (вывод: без воды цветок не растет).
Дети расставляют
символы рядом с каждым растением.
Затем взрослый
спрашивает о том, что произойдет если вынести горшок с цветком на мороз
(замерзнет).
Воспитатель
просит повторить детей условия необходимые для роста растений и предлагает
придумать специальные знаки для их обозначения. Дети зарисовывают свои варианты
и выбирают наиболее удачные. Этими условными знаками обозначают 4 дома (вода,
почва, тепло, свет).
Далее
воспитатель вместе с детьми обсуждают, что напишут в ответном письме деду
Знаю и говорят о значении факторов
неживой природы для жизни растений, животных и человека, приводя примеры из
личного опыта.
Занятие
заканчивается игрой:
На доске
размещаются картинки на которых изображены объекты живой и не живой природы, по
правилам игры водящий выходит из комнаты, а остальные дети загадывают
какой-либо объект (из размещенных изображений на доске). Войдя обратно в
комнату, водящий с помощью вопросов пытается отгадать загаданную детьми
картинку. При этом заранее обговаривается порядок вопросов (1. живое – не
живое; 2. если живое - растение или
животное; 3. описание внешнего вида, характерных признаков).
Как вариант игры
можно использовать вместо вопросов условные обозначения, принятые детьми на
этом и предыдущем занятиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий