четверг, 27 октября 2016 г.

Поддержка одаренных детей. Направления и содержание деятельности в МБОУ «Гимназия № 2»

Поддержка одаренных детей. 
Направления  и содержание деятельности  в МБОУ «Гимназия № 2» 

Селезнева Ольга Михайловна, заместитель директора  
по научно-методической работе МБОУ «Гимназия № 2»

Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества определяется  выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, способов определения одаренности. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, с ужесточением требований рынка труда. В эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся, педагогический коллектив МБОУ «Гимназия № 2» видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования. Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности Гимназии.  В течение многих лет ведётся систематическая работа по повышению уровня квалификации педагогических работников, работающих с одарёнными детьми. 
К основным направлениям работы с одаренными детьми можно отнести следующие:
1. обновление содержания образования, форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с учётом современных требований;
2. развитие творческих способностей и интеллекта учащихся;
3. научно-исследовательская деятельность учащихся;
4. достижение учащимися высоких результатов в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях различного уровня;
5. осуществляется адресная поддержка учащихся  для развития способности и таланта;
6. ведется работа с семьями одарённых детей, в том числе и по адаптации в социуме одарённых детей;
7. внедряются индивидуальные образовательные траектории для учащихся 8 – 11 класса;
8. проводится психолого-педагогическая диагностика одарённых детей;
9. формируется нравственный и гражданский облик выпускника. 
Одна из особенностей работы педагогического коллектива, направленная на выявление и поддержку одаренности учащихся была обобщена в научно-методическом журнале «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» (Центр «Педагогический поиск», 2015 г., № 5) в статье «Формирование творческой образовательной среды как условия повышения мотивации обучающихся. Урок без учителя».

Особое место в системе работы с одаренными детьми занимает деятельность Гимназии в национальной образовательной программе  Фонда поддержки образования «Гимназический союз России», дистанционное взаимодействие с Сыктывкарским государственным университетом им. Питирима Сорокина и проведение муниципального профильного лагеря «Лингвистический калейдоскоп».

1. Всероссийская национальная образовательная программа Фонда поддержки образования «Гимназический союз России»

Приказом Отдела образования администрации МОГО «Инта» от 13 марта 2013 года № 76 Гимназия начала деятельность как ресурсный центр, привлекая к работе в программе «Гимназический союз России» педагогических работников общеобразовательных организаций, расположенных на территории МОГО «Инта». До настоящего времени МБОУ «Гимназия № 2» продолжает оставаться ресурсным центром для реализации мероприятий в рамках программы «Гимназический союз России».
Приказом Министерства образования Республики Коми от 20.08.2014  № 524 «О реализации в общеобразовательных организациях Республики Коми программы Фонда поддержки образования «Гимназический союз России» результаты МБОУ «Гимназия № 2» признаны самыми высокими – самостоятельная организация двух бинарных сеансов ВКС и участие в 12 сеансах ВКС. За активное участие во Всероссийской образовательной Программы «Гимназический союз России» МБОУ «Гимназия № 2» отмечена сертификатом (№ I-SP-0054/2014). С 2015 года эффективность реализации в программы Фонда поддержки образования «Гимназический союз России  специалистами Министерства образования и молодежной политики Республики Коми не оценивается

Анализ участия в сеансах видеоконференцсвязи
Количество сеансов ВКС
Количество педагогических работников, принявших участие в сеансах ВКС
Количество учащихся, принявших участие в сеансах ВКС
2013 - 2014 учебный год
1.
14
30
15
2014 – 2015 учебный год
2.
10
39
30
2015 – 2016 учебный год
3.
14
49
35

Наиболее актуальными темами видеоконференцсвязи были темы, связанные с подготовкой учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по математике. На данных сеансах учитель математики МБОУ «Гимназия № 2» Колобова С.А. вместе с учащимися 11 классов оказывали помощь ведущему в студии по решению заданий рациональным способом. Эти рекомендации получили высокую оценку от руководителя программы Федорова А.К.
Особенности работы в программе обобщены в статье «Методический аспект работы  в   рамках   участия в   Программе  «Гимназический союз России» (автор - Селезнева О.М., заместитель директора по НМР МБОУ  «Гимназия  №  2»)  в  электронном информационном, методическом журнале Отдела образования администрации МОГО «Инта»  «Методический вестник» (публикация от 16.02.2015).
 С 23 по 29 ноября 2015 года в г. Санкт-Петербург проходил Первый Всероссийский фестиваль школьных театров «Гимназического союза России». Организаторами Фестиваля являются Фонд поддержки образования, творческая лаборатория «Ювента», Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом творчества «На 9 линии» Василеостровского района Санкт-Петербурга и Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия талантов» Санкт-Петербурга. На фестивале представляли свои спектакли театральные коллективы из Тулы, Уфы, Саранска, Мончегорска, Добринска, Санкт-Петербурга. Интинскую делегацию представляла МБОУ «Гимназия №2» - Суворова Елена Сабировна, учитель русского языка и литературы, Сивицкая Ольга Григорьевна, учитель музыки и учащиеся 7 класса Кузьмик А. и Просоленко Д.  По решению жюри команда Гимназии отмечена дипломом II степени за создание мини-спектакля и участие в интеллектуально-творческой игре на Первом Всероссийском фестивале школьных театров «Гимназического союза России», а  руководитель театра Суворова Е.С. и учитель музыки Сивицкая О.Г. – сертификатами за популяризацию школьных театров и вклад в духовное воспитание детей.  Итоги участия в фестивале опубликованы в Публичном отчете Фонда поддержки образования о работе Всероссийской национальной образовательной программы «Гимназический союз России» в 2015 – 2016 учебном году» (http://fobr.ru/?p=35230).
Творческий отчет об участии в Первом Всероссийском фестивале школьных театров «Гимназического союза России» опубликован в электронном информационном, методическом журнале Отдела образования администрации МОГО «Инта»  «Методический вестник» (публикация от 25.02.2016).


В ноябре 2015 года в г. Санкт-Петербурге проходила  VII Международная научно-практическая конференция «Педагогика текста. Чтение и развитие личности в образовательном процессе», организаторами которой выступали Российская академия образования, Министерство образования Российской Федерации, СПбГУ, РГГУ им. А.И. Герцена. В работе конференции принимала участие заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Гимназия № 2» Селезнева О.М. Выездная сессия конференции проходила в Фонде поддержки образования и транслировалась средствами видеосвязи.


2. Дистанционное взаимодействие с научными учреждениями
С сентября 2012 года МБОУ «Гимназия № 2» начала активное сотрудничество с Центром французской культуры под патронажем Посольства Франции в России (CENTRE DE RESSOURCES SOUS LE PATRONAT DE L'AMBASSDE DE FRANCE EN RUSSI). Центр французской культуры был открыт в мае 2007 года после подписания Соглашения о сотрудничестве между Посольством Франции в России и Институтом иностранных языков Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Центр проводит официальные международные экзамены и тесты по иностранным языкам. Результаты этих экзаменов принимаются странами, входящими в Совет Европы. Экзамен документально дипломом подтверждает уровень владения французским языком. Экзамен для учащихся Гимназии проводит старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков Института иностранных языков СГУ имени Питирима Сорокина Л.Г. Холопова (информационная ссылка https://www.syktsu.ru/news/15509/).

Анализ участия в международных экзаменах DELF-DALF
Уровни А.
 Элементарное владение языком
Уровни В.
Самостоятельное владение языком
Уровни С.
Свободное владение языком
Уровень выживания
Предпороговый уровень
Пороговый уровень
Пороговый продвинутый уровень
Уровень профессионального владения
Уровень владения в совершенстве
А1
А2
В1
В2
С1
С2
2012 – 2013 учебный год
(охвачено 19 человек)
-
-
6
12
1
-
2013 – 2014 учебный год
(охвачено 34 человека)

15
13
6
-
-
2014 – 2015 учебный год
(охвачено 20 человек)
-
4
6
9
1

2015 – 2016 учебный год
11
6
8
8
-
-


12 сентября 2016 года и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Михальченкова Н.А. и директор МБОУ «Гимназия №2» Яловая Н.В.  подписали соглашение о сотрудничестве. В соглашении о сотрудничестве прописаны конкретные совместные шаги в сфере образовательной деятельности (профориентация, образовательные программы и практики, научно-исследовательская, проектная, добровольческая и деятельность в рамках образовательного кластера). 


3. Муниципальный  профильный лагерь (смена)
 «Лингвистический калейдоскоп»

Любой иностранный язык несет с собой иноязычную культуру. Создание общеевропейского дома, расширение экономических, политических и культурных контактов, а также совершенствование системы образования РФ на современном этапе требуют нового подхода к преподаванию иностранного языка. Задачу перехода от традиционных методов преподавания к обучению в рамках межкультурной дидактики призвана решать каникулярная лингвистическая школа - профильный лагерь с дневным пребыванием детей «Лингвистический калейдоскоп» в каникулярное время. Основной целью работы лингвистического  лагеря является содействие формированию творческой активности учащихся, развитие способностей  к  общению на английском языке и формирование толерантности по отношению к другим культурам, объединение лингвистически одаренных детей для реализации творческих интересов обучающихся и организации разнообразного по форме и содержанию отдыха детей. В этой связи комплексная цель, направленная на воспитание, образование и развитие личности  конкретизируется в следующих задачах:
  1. Создание единого коллектива с эмоциональным климатом взаимопонимания, сотрудничества, доброты, радости, способствующего успешной социализации. 
  2. Создание условия для повышения уровня владения иностранным языком, развивая умения в различных видах речевой деятельности, используя при этом формы работы, активизирующие познавательную коммуникативную деятельность (общение друг с другом, старшеклассниками Гимназии, учителями)
  3. Развитие познавательных интересов обучающихся в области страноведения и интереса к другим культурам.
  4. Расширение страноведческого кругозора и  общей эрудиции.
  5. Развитие индивидуальных способностей и задатков, раскрытии творческих способностей каждого учащегося.  
  6. Воспитание осознанного мотивированного отношения к изучению иностранного языка, толерантности по отношению к представителям других культур, потребности в практическом использовании английского и французского языков.
Муниципальный  профильный лагерь (смена)  «Лингвистический калейдоскоп» функционирует на базе МБОУ «Гимназия № 2» с 2013 года. За это время к учителям иностранных языков со своей творческой инициативой присоединились учителя русского языка и литературы, воспитатели Гимназии.
Разработанная программа муниципального  профильного лагеря   «Лингвистический калейдоскоп» была представлена ее авторами Ягановой С.А., учителем английского языка и Селезневой О.М., заместителем директора по НМР на республиканском конкурсе «Инноватика в образовании» в 2015 году. Результатом этой работы стала сертификация программы.





Комментариев нет:

Отправить комментарий