Поддержка одаренных детей.
Направления и содержание деятельности в МБОУ «Гимназия № 2»
Селезнева Ольга Михайловна, заместитель директора
по научно-методической работе МБОУ «Гимназия № 2»
Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Интеллектуальный потенциал общества определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, способов определения одаренности. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, с ужесточением требований рынка труда. В эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся, педагогический коллектив МБОУ «Гимназия № 2» видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования. Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности Гимназии. В течение многих лет ведётся систематическая работа по повышению уровня квалификации педагогических работников, работающих с одарёнными детьми.
К основным направлениям работы с одаренными детьми можно отнести следующие:
1. обновление содержания образования, форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с учётом современных требований;
2. развитие творческих способностей и интеллекта учащихся;
3. научно-исследовательская деятельность учащихся;
4. достижение учащимися высоких результатов в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях различного уровня;
5. осуществляется адресная поддержка учащихся для развития способности и таланта;
6. ведется работа с семьями одарённых детей, в том числе и по адаптации в социуме одарённых детей;
7. внедряются индивидуальные образовательные траектории для учащихся 8 – 11 класса;
8. проводится психолого-педагогическая диагностика одарённых детей;
9. формируется нравственный и гражданский облик выпускника.
Одна из особенностей работы педагогического коллектива, направленная на выявление и поддержку одаренности учащихся была обобщена в научно-методическом журнале «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» (Центр «Педагогический поиск», 2015 г., № 5) в статье «Формирование творческой образовательной среды как условия повышения мотивации обучающихся. Урок без учителя».
Особое место в системе работы с одаренными детьми занимает деятельность Гимназии в национальной образовательной программе Фонда поддержки образования «Гимназический союз России», дистанционное взаимодействие с Сыктывкарским государственным университетом им. Питирима Сорокина и проведение муниципального профильного лагеря «Лингвистический калейдоскоп».
1. Всероссийская национальная образовательная программа Фонда поддержки образования «Гимназический союз России»
Приказом Отдела образования администрации МОГО «Инта» от 13 марта 2013 года № 76 Гимназия начала деятельность как ресурсный центр, привлекая к работе в программе «Гимназический союз России» педагогических работников общеобразовательных организаций, расположенных на территории МОГО «Инта». До настоящего времени МБОУ «Гимназия № 2» продолжает оставаться ресурсным центром для реализации мероприятий в рамках программы «Гимназический союз России».
Приказом Министерства образования Республики Коми от 20.08.2014 № 524 «О реализации в общеобразовательных организациях Республики Коми программы Фонда поддержки образования «Гимназический союз России» результаты МБОУ «Гимназия № 2» признаны самыми высокими – самостоятельная организация двух бинарных сеансов ВКС и участие в 12 сеансах ВКС. За активное участие во Всероссийской образовательной Программы «Гимназический союз России» МБОУ «Гимназия № 2» отмечена сертификатом (№ I-SP-0054/2014). С 2015 года эффективность реализации в программы Фонда поддержки образования «Гимназический союз России специалистами Министерства образования и молодежной политики Республики Коми не оценивается
Анализ участия в сеансах видеоконференцсвязи
№
|
Количество сеансов ВКС
|
Количество педагогических
работников, принявших участие в сеансах ВКС
|
Количество учащихся, принявших
участие в сеансах ВКС
|
2013 - 2014 учебный год
|
|||
1.
|
14
|
30
|
15
|
2014 – 2015 учебный год
|
|||
2.
|
10
|
39
|
30
|
2015 – 2016 учебный год
|
|||
3.
|
14
|
49
|
35
|
Наиболее актуальными темами
видеоконференцсвязи были темы, связанные с подготовкой учащихся к
государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по математике. На данных
сеансах учитель математики МБОУ «Гимназия № 2» Колобова С.А. вместе с учащимися
11 классов оказывали помощь ведущему в студии по решению заданий рациональным
способом. Эти рекомендации получили высокую оценку от руководителя программы
Федорова А.К.
Особенности работы в программе
обобщены в статье
«Методический аспект работы в рамках
участия в Программе «Гимназический союз России» (автор -
Селезнева О.М., заместитель директора по НМР МБОУ «Гимназия
№ 2») в электронном информационном, методическом
журнале Отдела образования администрации МОГО «Инта» «Методический вестник» (публикация от 16.02.2015).
С
23 по 29 ноября 2015 года в г. Санкт-Петербург проходил Первый Всероссийский
фестиваль школьных театров «Гимназического союза России». Организаторами
Фестиваля являются Фонд поддержки образования, творческая лаборатория «Ювента»,
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Дом творчества «На 9 линии» Василеостровского района
Санкт-Петербурга и Государственное бюджетное нетиповое образовательное
учреждение «Академия талантов» Санкт-Петербурга. На фестивале представляли свои
спектакли театральные коллективы из Тулы, Уфы, Саранска, Мончегорска,
Добринска, Санкт-Петербурга. Интинскую делегацию представляла МБОУ «Гимназия №2»
- Суворова Елена Сабировна, учитель русского языка и литературы, Сивицкая Ольга
Григорьевна, учитель музыки и учащиеся 7 класса Кузьмик А. и Просоленко Д. По решению жюри команда Гимназии отмечена
дипломом II
степени за создание мини-спектакля и участие в интеллектуально-творческой игре на
Первом Всероссийском фестивале школьных театров «Гимназического союза России»,
а руководитель театра Суворова Е.С. и
учитель музыки Сивицкая О.Г. – сертификатами за популяризацию школьных театров
и вклад в духовное воспитание детей. Итоги
участия в фестивале опубликованы в Публичном отчете Фонда поддержки образования
о работе Всероссийской национальной образовательной программы «Гимназический
союз России» в 2015 – 2016 учебном году» (http://fobr.ru/?p=35230).
Творческий отчет об участии в Первом
Всероссийском фестивале школьных театров «Гимназического союза России»
опубликован в электронном
информационном, методическом журнале Отдела образования администрации МОГО
«Инта» «Методический вестник» (публикация от 25.02.2016).
В ноябре 2015 года в г. Санкт-Петербурге
проходила VII Международная научно-практическая конференция «Педагогика текста.
Чтение и развитие личности в образовательном процессе», организаторами которой выступали Российская
академия образования, Министерство образования Российской Федерации, СПбГУ,
РГГУ им. А.И. Герцена. В работе конференции принимала участие заместитель
директора по научно-методической работе МБОУ «Гимназия № 2» Селезнева О.М.
Выездная сессия конференции проходила в Фонде поддержки образования и
транслировалась средствами видеосвязи.
2.
Дистанционное взаимодействие с научными учреждениями
С сентября 2012 года МБОУ «Гимназия №
2» начала активное сотрудничество с Центром французской культуры под патронажем
Посольства Франции в России (CENTRE DE RESSOURCES SOUS LE PATRONAT DE L'AMBASSDE DE FRANCE EN RUSSI). Центр французской культуры был
открыт в мае 2007 года после подписания Соглашения о сотрудничестве между
Посольством Франции в России и Институтом иностранных языков Сыктывкарского
государственного университета им. Питирима Сорокина. Центр проводит официальные
международные экзамены и тесты по иностранным языкам. Результаты этих экзаменов
принимаются странами, входящими в Совет Европы. Экзамен документально дипломом
подтверждает уровень владения французским языком. Экзамен для учащихся Гимназии
проводит старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков
Института иностранных языков СГУ имени Питирима Сорокина Л.Г. Холопова
(информационная ссылка https://www.syktsu.ru/news/15509/).
Анализ участия в международных экзаменах DELF-DALF
Уровни А.
Элементарное владение языком
|
Уровни В.
Самостоятельное владение языком
|
Уровни С.
Свободное владение языком
|
|||
Уровень выживания
|
Предпороговый уровень
|
Пороговый уровень
|
Пороговый продвинутый уровень
|
Уровень профессионального владения
|
Уровень владения в совершенстве
|
А1
|
А2
|
В1
|
В2
|
С1
|
С2
|
2012 – 2013
учебный год
(охвачено 19 человек)
|
|||||
-
|
-
|
6
|
12
|
1
|
-
|
2013 – 2014
учебный год
(охвачено 34 человека)
|
|||||
15
|
13
|
6
|
-
|
-
|
|
2014 – 2015
учебный год
(охвачено 20 человек)
|
|||||
-
|
4
|
6
|
9
|
1
|
|
2015 – 2016
учебный год
|
|||||
11
|
6
|
8
|
8
|
-
|
-
|
12 сентября 2016 года и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Михальченкова Н.А. и директор МБОУ «Гимназия №2» Яловая Н.В. подписали соглашение о сотрудничестве. В соглашении о сотрудничестве прописаны конкретные совместные шаги в сфере образовательной деятельности (профориентация, образовательные программы и практики, научно-исследовательская, проектная, добровольческая и деятельность в рамках образовательного кластера).
3.
Муниципальный профильный лагерь (смена)
«Лингвистический калейдоскоп»
Любой
иностранный язык несет с собой иноязычную культуру. Создание общеевропейского
дома, расширение экономических, политических и культурных контактов, а также
совершенствование системы образования РФ на современном этапе требуют нового
подхода к преподаванию иностранного языка. Задачу перехода от традиционных методов
преподавания к обучению в рамках межкультурной дидактики призвана решать
каникулярная лингвистическая школа - профильный лагерь с дневным пребыванием
детей «Лингвистический калейдоскоп» в каникулярное время. Основной целью работы лингвистического лагеря является содействие формированию творческой активности
учащихся, развитие способностей к общению на английском языке и формирование
толерантности по отношению к другим культурам, объединение лингвистически одаренных детей для реализации
творческих интересов обучающихся и организации разнообразного по форме и
содержанию отдыха детей. В
этой связи комплексная цель, направленная на воспитание, образование и
развитие личности конкретизируется в следующих задачах:
- Создание единого коллектива с эмоциональным климатом
взаимопонимания, сотрудничества, доброты, радости, способствующего
успешной социализации.
- Создание условия для повышения
уровня владения иностранным языком, развивая умения в различных видах
речевой деятельности, используя при этом формы работы, активизирующие
познавательную коммуникативную деятельность (общение друг с другом,
старшеклассниками Гимназии, учителями)
- Развитие
познавательных интересов обучающихся в области страноведения и интереса к
другим культурам.
- Расширение
страноведческого кругозора и общей
эрудиции.
- Развитие индивидуальных способностей и задатков, раскрытии творческих способностей каждого учащегося.
- Воспитание
осознанного мотивированного отношения к изучению иностранного языка,
толерантности по отношению к представителям других культур, потребности в
практическом использовании английского и французского языков.
Муниципальный профильный лагерь (смена) «Лингвистический калейдоскоп» функционирует
на базе МБОУ «Гимназия № 2» с 2013 года. За это время к учителям иностранных
языков со своей творческой инициативой присоединились учителя русского языка и
литературы, воспитатели Гимназии.
Разработанная программа муниципального профильного лагеря «Лингвистический калейдоскоп» была
представлена ее авторами Ягановой С.А., учителем английского языка и Селезневой
О.М., заместителем директора по НМР на республиканском конкурсе «Инноватика в
образовании» в 2015 году. Результатом этой работы стала сертификация программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий