Тыщенко Наталья Вагифовна
музыкальный
руководитель
МБДОУ
«ЦРР - детский сад №31 «Крепыш»
(из
опыта работы)
Духовная жизнь
ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в
мире сказок, творчества,
воображения,
фантазий, а без этого он
засушенный цветок.
В.Сухомлинский
В связи с введением Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов нового
федерального закона об образовании в Российской Федерации, дошкольное
образование вошло в состав общего образования. В период дошкольного детства мы
готовим детей к систематическому образованию в школе. Очень важно к этому
времени сформировать у детей чувство успешности, активности,
самосовершенствования, инициативности.
Сегодня, в век научно-технического прогресса и всеобщей
компьютеризации, все более очевидным становится тот факт, что темпы и успешность социального прогресса во
многом зависят от количества
творчески развитых личностей, от их
способности осуществлять быстрое развитие науки, техники,
производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем.
Но не только общество оказывает
воздействие на личность, но и творчески развитые личности составляют
основу общества. Поэтому, создавая условия для наиболее полной
творческой реализации каждого человека, мы обеспечим процветание
общества в целом.
Творческая деятельность - это
деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового
продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только
создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя,
прежде всего в духовной сфере.
Музыкальная
и театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи в этом
направлении. Эти виды деятельности являются неисчерпаемым источником развития
эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет и
психотерапевтическую функцию.
В педагогическом процессе я широко использую разные виды музыкальной
деятельности.
Одним из
видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Применение
разнообразных методов и приемов помогающих понять содержание музыкального
образа.
Другим
видом музыкальной деятельности является детское исполнительство посредством
пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных и шумовых
инструментах, что предполагает способность ребенка выразительно,
непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое
собственное отношение к ней. В процессе игры на музыкальных инструментах, дети
открывают для себя мир музыкальных
звуков, различают звучание разных
инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.
науки, техники,
производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем.
Но не только общество оказывает
воздействие на личность, но и творчески развитые личности составляют
основу общества. Поэтому, создавая условия для наиболее полной
творческой реализации каждого человека, мы обеспечим процветание
общества в целом.
Творческая деятельность - это
деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового
продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только
создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя,
прежде всего в духовной сфере.
Музыкальная
и театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи в этом
направлении. Эти виды деятельности являются неисчерпаемым источником развития
эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет и
психотерапевтическую функцию.
В педагогическом процессе я широко использую разные виды музыкальной
деятельности.
Одним из
видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Применение
разнообразных методов и приемов помогающих понять содержание музыкального
образа.
Другим
видом музыкальной деятельности является детское исполнительство посредством
пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных и шумовых
инструментах, что предполагает способность ребенка выразительно,
непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое
собственное отношение к ней. В процессе игры на музыкальных инструментах, дети
открывают для себя мир музыкальных
звуков, различают звучание разных
инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.
Обучение
начинается с раннего возраста, группы ударных инструментов, не имеющих
звукоряда. На первоначальном этапе главное поддержать радостное настроение при
встрече ребенка с музыкой. Со среднего дошкольного возраста вводятся
инструменты, имеющие звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон.
Музыкальные
движения представляют особый интерес. Как средство музыкального воспитания они
способствуют развитию музыкальной восприимчивости и развитию творческих
способностей детей.
Следующий
вид деятельности детское музыкальное творчество.
В
дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальные его проявления, умение
находить выразительные движения, голоса,
мимики для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных
инструментах.
Большое
значение для активизации творческих представлений имеет использование
интеграции искусств. И. С. Бах отмечал, что «искусство в себе - не живопись, не
поэзия не музыка, но творчество, в котором они все объединены».
Театральная деятельность — это самый
распространенный вид детского творчества. Она близка и
понятна ребенку.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему
развитию; проявлению
любознательности, стремления к познанию
нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию
ассоциативного мышления; настойчивости,
целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной
деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка
развивается умение комбинировать
образы, интуиция, смекалка и изобретательность,
способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих
сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя
ребенок, помогает ему продемонстрировать
товарищам свою позицию, умения,
знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи,
дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и
персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные
игры и спектакли позволяют ребятам с
большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие
промахи. Дети становятся более
раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше
чувствовать и познавать окружающий мир.
Театральная деятельность позволяет развить природные способности
детей и выявить среди них более одарённых, причем не только непосредственно к
театральной деятельности, но и к другим сферам обучения.
Поэтому широко использую
театральную деятельность в работе с детьми. В нашем саду созданы благоприятные условия для выявления и
развития творческих способностей одарённых детей. Практически в ходе каждого
утренника мы делаем постановку музыкальных сказок.
В работе принимают
активное участие как воспитатели, так и родители. Такая совместная творческая
деятельность расширяет круг общения, создаёт полноценную среду развития,
помогает каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом
сообщества. А родители получают возможность глубже понять и приобщиться к
совместному процессу художественно – эстетического развития детей, их
социализации.
Занятия театрализацией я
провожу по подгруппам, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому
ребёнку. Причём каждый раз подгруппы формируются по-разному, в зависимости от
содержания занятия. Такая индивидуальная работа с более одарёнными детьми
позволяет полнее раскрыть их творческий потенциал, а так же помочь раскрыться
более за жатым детям. Такие занятия дают детям возможность импровизировать,
раскрываться. Ведь ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен,
способен с головой уходить в интересующее его занятие; демонстрирует высокий
энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных
вещей); часто делает все по-своему (независим), изобретателен в играх; часто
высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен
по-разному подойти к проблеме; способен
придумать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к
завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх..
У некоторых детей существуют проблемы, которые мешают
им в общении со сверстниками. Одна из них — стремление прервать собеседника. Некоторые дети, обладая наблюдательностью и
развитым воображением, могут быть крайне невнимательными на занятиях. Часто
обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и не умеют внимательно
слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.
Кто-то всегда стремится быть правым. Все это успешно помогает решать
театрализация в том числе.
Театрализованная
деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица
определенного персонажа. А стеснительным детям
преодолеть страх перед публикой.
Немало примеров наших
выпускников, которые не говорили вообще, были зажаты, отказывались вставать со
стульчиков. Но в ходе занятий посредством музыкальной и театральной
деятельности дети раскрывались настолько, что могли с большим успехом выступать на утренниках и
развлечениях и на большой сцене Городского дома культуры.
Таким образом, средства театральной и
музыкальной деятельности помогают
всесторонне развивать ребёнка, сформировать у детей чувство успешности,
активности, самосовершенствования, инициативности помогает решать все задачи
художественно-эстетического воспитания ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий